Меню

Алфавит для детей пластилин

Азбука из пластилина.

Мы уже не раз доказывали вам, что из пластилина можно с легкостью лепить самые разные игрушки. А можно создавать целые развивающие комплексы, например, игровую азбуку. Сделать такой набор не составит труда, а как это сделать, мы расскажем в данной статье. Поскольку ваш ребенок еще не знает букв, то нужно создавать их вместе с ним, проговаривая каждую. Игровой метод обучения признан самым лучшим, поэтому не игнорируйте его.

1. Разноцветный пластилиновый набор – это материал, который позволит сделать и сами буквы, и основу для них. Если использовать плотный восковой вариант, то развивающая игра прослужит дольше, но с мягкой массой детям легче работать. Поэтому рекомендуем вам брать более плотный пластилин, но обязательно помогать ребенку его разминать.

2. Сделайте мягкие заготовки для дальнейшего творчества. Используйте все оттенки пластилина. Удобно крепить буквы к кубикам, впоследствии с ними можно будет играть, составлять всевозможные слова, а после игры – складывать в какую-нибудь коробочку.

3. Для создания кубика вначале мягкий пластилин превратите в шарик.

4. Приминая шарик пальцами со всех сторон или последовательно придавливая к доске для лепки, задайте форму кубика.

5. Для лепки азбуки вам понадобится сделать 33 разноцветных детали, ведь именно столько букв в русском алфавите.

6. Сами буквы лучше лепить из тонких нитей. Сделайте их из мягкого пластилина.

7. В процессе работы делите нити стекой на отрезки подходящей длины и создавайте маленькие буквы.

8. Крепите буквы к кубикам, желательно, чтобы цвета буквы и кубика контрастировали друг с другом.

9. Постепенно заполните все подготовленные кубики буквами. Яркая азбука из пластилина готова.

Играть с таким необычным набором, выполненным своими руками, обязательно понравится ребенку. Запомнить все буквы он сможет уже во время лепки, а далее ему будет интересно складывать слова и учиться читать вместе с мамой.

Источник

Творческий проект, «Пластилиновая Азбука»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Дворец пионеров и школьников города Курска»

обучающиеся детского объединения

Калитиевская Наталья Викторовна

педагог дополнительного образования

Этапы реализации проекта

Методика выполнения изделия

Иcтopия пpoиcxoждeния aлфaвитa pyccкoгo языкa………. 6

Выбор материалов и инструментов…………………………..6

Организация рабочего места………………………………. 7

Техника безопасности при выполнении проекта …………. 7

Физкультурная разминка и игровая деятельность на

Поиск информации, проведение исследования и этапы

Технология изготовления изделия…………………………. 8

Тема : Коллективная работа «Пластилиновая азбука»

Продолжительность работы : проект предусматривает 4 занятия

Предметы : обучение грамоте, письмо, пластилинография.

Организация деятельности : групповая, индивидуальная.

Тип проекта: по числу участников — групповой, по времени проведения -краткосрочный. Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Сегодня мне купили пластилин,
Чтоб папе не мешал смотреть футбол.
Сначала я розетку залепил,
Пришлось бабуле выпить корвалол.

Не стал пока счищать – красиво так.
Достал еще брусок, размял за раз
И вылепил отличный красный флаг,
Украсил кактус, мама скажет: «Класс!»

На кухне потрудился я часок:
На носик чайника приделал люк.
Ненужные осколки смел в совок,
Приклею завтра. И к туфле каблук.

Когда часы в карету превратил,
Поставил метки на своих носках,
Совсем уже осталось мало сил,
Вернулась мама и сказала «Ах!»

Актуальность проекта. С первых дней обучения детей особенно важны проблемы мотивации учебной деятельности. Метод проекта является одним из способов мотивации. При поступлении в 1 класс, по разным причинам, далеко не все дети достаточно подготовлены к обучению в школе. Работа над данным проектом пробуждает интерес к изучению алфавита и чтению.

Также на сегодняшний день очень актуальна проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста на занятиях декоративно–прикладного творчества и изобразительной деятельности.

Читайте также:  Презентация пластилин мой друг

Именно декоративно-прикладное творчество и изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики, то есть, согласованности работы глаз и рук у ребенка. Мелкая моторика — одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.

Занятия декоративно-прикладным творчеством помогают корректировать мелкую моторику пальцев рук у ребенка, развивая их гибкость, силу, точность в выполнении действий. На занятиях дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в изобразительной деятельности — карандаш и кисть, в лепке — стека) а именно учатся правильно держать инструменты и работать с ними. Следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, а именно, к письму.

Направленность проекта. Проект направлен на закрепление знаний алфавита, развитие мышления, закрепления полученных знаний. Работа над данным проектом пробуждает познавательный интерес к чтению, учебе.

Цель проекта : Повторение и закрепление знаний букв русского алфавита, развитие мелкой моторики и творческих способностей через организацию продуктивно-творческой и игровой деятельности на занятиях по декоративно-прикладному творчеству.

Расширить и пополнить знания детей о буквах русского алфавита.

Познакомить с использованием алфавита в окружающей жизни.

Способствовать развитию мелкой моторики через организацию творческо-конструктивной деятельности с пластилином .

Развивать интерес на занятии к процессу и результатам работы.

Вылепить из пластилина печатную букву, украсить ее и создать из букв алфавита общую коллективную картину.

Этапы работы над проектом

Определение темы проекта, её актуальности.

Рассматривание букв в разной конфигурации, книги и картинки с иллюстрациями алфавита.

Проведение консультаций и индивидуальных бесед с родителями о пользе данного проекта. Как сделать процесс изучения букв интересным и увлекательным, заинтересовать ребенка с помощью продуктивно-творческой и игровой деятельности.

Сбор и обработка накопленного материала. Распределение объема работы между участниками коллективной работы.

Создание эскиза букв алфавита на картоне.

Лепка букв. (Замазывание фона, украшение буквы)

Сборка общей коллективной работы «Пластилиновая Азбука» из отдельных готовых букв. (Приклеивание на картон и оформление работы)

Доработка, техническое исполнение.

Творческий фотоотчет о проделанной работе каждого участника.

Методика и техника выполнения изделия

Методом исполнения изделия в данном проекте была выбрана нетрадиционная техника лепки – пластилинография, которая заключается в «рисовании», а точнее размазывание пальчиками пластилина по нарисованному эскизу на картоне, выполняя более или менее выпуклые по объёму (барельефные) изображения на горизонтальной поверхности. Материалы, используемые в пластилинографии: пластилин (разных цветов), пластиковые дощечки для выполнения работ, стеки и плотный картон.

Методы и приёмы реализации проекта

Методы : Наглядные — наблюдение, показ примерного образца;

Словесные – беседы, объяснения, вопросы, пояснение, поощрение;

Практические – показ способов выполнения изображения и способов действия (общий и индивидуальный) .

Приёмы работы с пластилином :

— заполнение фона путем размазывания пластилина по поверхности картона.

— рисование пластилиновыми верёвочками, колечками или «колбасками» ;

— заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками ;

— процарапывание по пластилину стекой.

1. Знание детьми букв алфавита.

2. Сформированность познавательного интереса к чтению и творческой деятельности.

3. Изготовление продукта коллективной творческой деятельности – буква алфавита для общей картины «Пластилиновая азбука» демонстрация её на выставке проектов и выставке декоративно-прикладного творчества.

Иcтopическая справка пpoиcxoждeния aлфaвитa pyccкoгo языкa.

Пpимepнo в 863 г. двa бpaтa Meфoдий и Kиpилл Филocoф (Koнcтaнтин) из Caлoникoв (Coлyни), пo пpикaзy Mиxaилa III, визaнтийcкoгo импepaтopa, cдeлaли для cлaвянcкoгo языкa yпopядoчeниe пиcьмeннocти. Boзникнoвeниe киpиллицы, пpoиcxoдящeй oт гpeчecкoгo ycтaвнoгo (тopжecтвeннoгo) пиcьмa, yвязывaют c дeятeльнocтью, кoтopyю ocyщecтвлялa бoлгapcкaя шкoлa книжникoв (пocлe Meфoдия и Kиpиллa).

Читайте также:  Поделки своими руками для года тигра

Пocлe 860 г., кoгдa в Бoлгapии cвятым цapeм Бopиcoм былo пpинятo xpиcтиaнcтвo, Бoлгapия пpeвpaщaeтcя в цeнтp, oткyдa нaчaлa pacпpocтpaнятьcя cлaвянcкaя пиcьмeннocть. 3дecь былa coздaнa Пpecлaвcкaя книжнaя шкoлa — 1-aя книжнaя шкoлa cлaвян, гдe пepeпиcывaли opигинaлы киpиллo-мeфoдиeвcкиx бoгocлyжeбныx книг (цepкoвныe cлyжбы, Пcaлтиpь, Eвaнгeлиe, Aпocтoл), выпoлняли нoвыe пepeвoды нa cлaвянcкий язык c гpeчecкoгo, пoявилиcь, нaпиcaнныe нa cтapocлaвянcкoм языкe opигинaльныe твopeния (нaпp., «O пиcьмeнexъ Чpьнopизцa Xpaбpa»). Пoзднee cтapocлaвянcкий язык пpoник в Cepбию, a к кoнцy X в. в Kиeвcкoй Pycи cтaл цepкoвным языкoм. Бyдyчи нa Pycи языкoм цepкви, cтapocлaвянcкий язык пpeтepпeл влияниe языкa дpeвнepyccкoгo. Этo, пo-cyти, был язык cтapocлaвянcкий, нo тoлькo в pyccкoй peдaкции, пocкoлькy coдepжaл в ceбe живыe элeмeнты peчи вocтoчныx cлaвян.

Taким oбpaзoм, пpapoдитeльницeй pyccкoгo aлфaвитa являeтcя дpeвнepyccкaя киpиллицa, зaимcтвoвaннaя y киpиллицы бoлгapcкoй и pacпpocтpaнившaяcя пocлe кpeщeния Kиeвcкoй Pycи (988 г.). Toгдa, cкopee вceгo, в aлфaвитe имeлocь 43 бyквы. Пoзднee были дoбaвлeны 4 нoвыx бyквы, a в paзнoe вpeмя зa нeнaдoбнocтью были иcключeны 14 cтapыx, пocкoлькy пpoпaли cooтвeтcтвyющиe звyки. Peзyльтaтoм пocлeднeй кpyпнoй peфopмы пиcьмeннocти 1917—1918 гг., cтaлo пoявлeниe нынeшнeгo pyccкoгo aлфaвитa из 33 бyкв. Oн cтaл тaкжe пиcьмeнным бaзиcoм для бoльшинcтвa языкoв нapoдoв CCCP, y кoтopыx дo XX в. пиcьмeннocти нe былo или eё в гoды coвeтcкoй влacти зaмeнили нa киpиллицy.

Выбор материалов и инструментов.

Для реализации проекта была выбрана нетрадиционная техника лепки – пластилинография. Основной материал— пластилин , а основным инструментом в пластилинографии является руки ребенка. Данная техника хороша тем, что она доступна детям с дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну и в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Для работы с пластилином также понадобится пластиковая доска, стека.

Организация рабочего места.

Светлый кабинет, парты и стулья по возрасту ребенка.

Правила которые нужно знать при работе с пластилином:

— Рабочий стол (парты), необходимо накрыть клеенкой или бумагой, а лепить на специальной пластиковой доске для лепки. Это защитит стол от налипания пластилина и пятен. Бумагу после занятия можно сразу выбросить, а клеенку протереть.

— Пол лучше всего застелить старыми газетами, так как в процессе творчества маленькие кусочки пластилина могут падать и в последствии прилипает к обуви, полу, пачкает одежду!

— Рабочее место должно быть хорошо освещено светом с разных сторон, чтобы хорошо различались оттенки пластилина.

— После занятий лепкой нужно убрать свое рабочее место. Рабочую доску следует очистить от пластилина стекой, с пола собрать упавшие кусочки пластилина, собрать пластилин в коробку разложив его по цветам.
— Готовую или неготовую поделку убрать в коробку для поделок или пакет.
— Стеки нужно протереть чистой тряпкой и убрать в коробку или стакан для стек.

— Руки протереть сухой салфеткой и вымыть с мылом теплой водой.

Техника безопасности при выполнении работ.

Не брать пластилин в рот, не кидать пластилин на пол или в соседа, тщательно вымыть руки после работы. Желательно одеть перед работой фартук и нарукавники. Нельзя размахивать стекой. Во время лепки не следует трогать руками лицо, глаза и одежду. Не стоит трогать тетради, книги и другие принадлежности грязными от пластилина руками, так как на предметах могут остаться жирные пятна.

Физкультурная разминка и игровая деятельность на занятиях.

К занятиям подобраны игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук и глаз. На занятиях используются игровые приемы, обеспечивающие динамичность процесса обучения. Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемой теме, развивает творческое воображение, образное мышление.

Читайте также:  Весенние поделки для 3 класса по технологии

Поиск информации для изучения темы :

-в учебном пособии

-Что такое алфавит и азбука?

-Зачем надо знать весь алфавит?

-Как быстрее выучить алфавит?

-Как создавался алфавит?

-Как сделать алфавит своими руками?

1. Изучили литературу из библиотеки по теме Алфавит, познакомились со словарями, энциклопедиями. Узнали, что весь материал в данных изданиях оформлен в алфавитном порядке.

2. Узнали, что в журналах или личных делах списки учащихся также составляются строго в алфавитном порядке.

Для оформления результатов исследования выполнили картинки с буквой алфавита и объединили в коллективную творческую работу «Пластилиновая азбука»

Этапы выполнения творческой работы:

Технологическая часть проекта

Выбор идей и вариантов.

Выбор материала для объекта. Пластилин, плотный картон.

Подбор инструментов, оборудования. Пластиковая доска, стека.

Эскиз изделия. Распределили, кто какую букву исполняет. Нарисовали эскиз печатной буквы на картоне.

Технология изготовления изделия, графические материалы. Выбрали понравившийся цвет пластилина, замазали фон и букву разными цветами. Обвели букву контуром из колбаски, украсили шариками, цветочками, палочками, вылепили рядом с буквой небольшую сюжетную картинку, слово которой начинается на выбранную букву (например Щ- щенок)

Из готовых букв составили «Пластилиновую Азбуку» и приклеили ее к общему картону. Работу оформили для дальнейшего участия в выставке.

Заключительная часть проекта

1.Изучили тему «Алфавит».

2.Нашли и подготовили дидактический материал для изучения этой темы.

3. Изготовили картинки с буквами в технике пластилинография.

4. Оформили коллективную творческую работу «Пластилиновая Азбука»

3.Учились: вести дискуссию; оценивать свою работу и работы своих товарищей;

4. Развивали творческие способности и мелкую моторику.

В процессе исследования выдвигались гипотезы :

— Для чего нужно знать алфавит?

— Слова «Алфавит» и «Азбука» означают одно и то же.

— Алфавит был создан очень давно, у него есть создатели.

— С помощью специальных приемов можно быстро выучить

1.Слова «Алфавит» и «Азбука» означают одно и то же: азбука -славянское название букв; алфавит — греческое название букв: Альфа (а)+вита (в)

2.Русскую азбуку придумали Кирилл и Мефодий в 9 веке.

3.Современный алфавит составлен на основе этой азбуки (кириллицы).

Если не будем знать алфавит, то не сможем:

— читать и писать;

— находить нужную книгу в библиотеке;

— пользоваться словарем, энциклопедией, каталогами.

Чтобы быстрее выучить алфавит, нужно:

— учить стихи и скороговорки на нужную букву,

— петь алфавит на разные мелодии.

Продукт деятельности проекта

Продуктом деятельности представлена работа «Пластилиновая азбука» Проведение по ходу реализации проекта серии групповых тематических выставок детских работ, выполненных: индивидуально и в группе. Создание одной большой коллективной работы «Пластилиновая азбука» из детских творческих работ, выполненных в технике пластилинография. Создание фотогалереи проекта. Создание информационно- тематических буклетов для родителей по теме проекта.

Данный проект помогает прочному и осознанному запоминанию букв. Вызывает живой интерес к обучению, а также способствует развитию мелкой моторики через организацию продуктивно-творческой деятельности с пластилином.

Большакова С. Е.. Формирование мелкой моторики рук.

Гришечкина Н. В., Козюлина В. А., Матюшкина О. П. «150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет.» Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений; Академия развития — М., 2013. — 192 c.

Стародуб К., Ткаченко Т. «Лепим из пластилина. Первые шаги»

Тихомирова О.Ю, Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина».

Источник

Adblock
detector