Меню

Арт терапия лепка пластилином

Арт-терапия для детей: лепка из пластилина

Добрый день читатели и гости сайта «Семья и детство». Мы с Вами уже рассматривали несколько видов арт-терапии для детей, такие как: песочная терапия , сказкотерапия , оригами . Сегодня будем рассматривать еще одно направление в арт-терапии для детей : лепка из пластилина. Арт-лепка из пластилина — хорошая возможность развить у ребенка творческие способности и логическое мышление. Для создания различных геометрических фигур лучше всего подходит пластилин, поскольку работать с этим материалом смогут маленькие детки, у которых ручки еще слабы. Упомянутый материал хорошо продавливается даже под небольшим усилием. В отличие от рисования, где рисунок нельзя исправить, поделку из обработанной глины можно в любой момент исправить. В свою очередь это хорошо влияет на психику ребенка, ведь в этом случае малыш не боится сделать ошибку.

Пример для подражания

Во время сеанса «исцеления творческой лепкой» ребенок может создавать любые фигуры, которые ему нравятся больше всего. Такой подход не сдерживает детскую фантазию, позволяя малышу самовыражаться. Однако все дети разные, поэтому часто многим деткам нужен пример, на который они могли бы равняться. В этом нет ничего плохого, это совершенно нормальная модель детского развития. Учитывая необходимость обозримого примера для копирования, психолог-терапевт любезно позволит ребенку выбрать готовую пластилиновую скульптуру. Какую вылепленную модель предоставит специалист? Это зависит от поставленных целей: справится со стрессом, развить моторику, улучшить абстрактное мышление и пр.

Работа с цветом

В процессе увлекательной лепки ребенку приходится выбирать подходящий цвет пластилина, а также смешивать между собой некоторые тона. Это способствует развитию у детей творческого мышления, восприятие прекрасного. Происходит своего рода «лечение цветом». Всем известно, что различные цвета способны влиять на психику. Например, зеленый — успокаивает, в то время как горячий оранжевый — побуждает к активным действиям. Цветовая терапия подсознательно успокаивает, делает жизнь более яркой/интересной и позволяет отвлечься.

Какие положительные качества развивает лепка арт терапия у детей?

  • Улучшает мелкую моторику — ребенок учится манипулировать небольшими предметами, умело их переворачивает и передает из рук в руки. Это требует скоординированную работу рук и глаз;
  • Позволяет различать геометрические фигуры и формирует навыки работы с плоскостью — улучшает мышление и математические способности;
  • Учит успешно справляться со стрессовыми/тупиковыми ситуациями — взращивает у детей самостоятельность и ответственность, которые необходимы для дальнейшего развития в детском саде и обучения в общеобразовательных школах;
  • Повышение самооценки — у ребенка получается достигать своей цели, благодаря чему у ребенка возникает желание ставить новые достижимы цели;
  • Улучшение внутреннего состояния/настроения — после сеанса арт-терапии, дети ощущают внутреннее удовлетворение.

Консультация у арт-терапевта

Обязательное мероприятие проходящее непосредственно перед началом «лечения лепкой». В ходе диалога длящегося от 1 часа до 1 ч 30 мин, специалист выяснит что Вас к нему привело. С помощью наводящих вопросов, терапевт постарается выяснить в каком направлении двигаться, на основании чего определит какие методы действительно помогут ребенку. Вся информация — полностью конфиденциальная, о ней не узнают посторонние люди и даже близкие родственники.

Сколько длится арт терапия пластилин?

Количество и частота посещений сеансов во многом зависит от потребностей ребенка и глубины проблемы. Для родителей и психолога главной целью является — улучшение внутреннего состояния малыша, приобретение стойких положительных эмоций. Обычно встречи «художественной лепки» проводят 1 раз в неделю, в особых случаях частота посещений может быть увеличена до 2—х раз. Важно понимать, что хороший эффект достигается в случае соблюдения регулярности.

Какие техники используются при работе с пластилином?

  • Рисунок на пластмассовой основе;
  • Лепка геометрических фигур;
  • Пластилиновая аппликация;
  • Барельеф — лепка на плоскости с выступающими фигурами;
  • Работа с дополнительными материалами — нитки, ленты, солома, проволоки, пуговицы и пр.
Читайте также:  Наборы для поделки бус

Арт-терапия как способ развить творческие способности ребенка

Не обязательно дожидаться пока у ребенка проявятся какие-либо отклонения, чтобы повести его на «лечение лепкой». Можно смело вести своего малыша на сеансы «знакомства с пластилином» уже в трехлетнем возрасте. Кстати, в Японии очень много талантливых людей, а все потому, что ребенка с младенчества постоянно водят на сеансы развивающие творческие способности. Маленькие японцы скорее что-то вылепят или нарисуют, чем скажут фразу на родном языке. Такой подход уже показал свои положительные результаты, почему бы Вам не последовать этому примеру. Когда Ваше чадо еще только учится нормально говорить, у него будут заложена тяга к саморазвитию через творчество.

Лечение детей арт-терапией

Мы уже говорили о том, что пластилиновая лепка помогает ребенку подавить негативные настроения и самоутвердиться. Много деток выросших в нелегких семьях, успешно проходят «лечение пластилином» обретая душевное равновесие и желание развиваться. Возможно ребенок испытал в ранние годы сильный испуг, в таком случае арт-лепка из пластилина, поможет приобрести уверенность в себе.

И напоследок несколько уроков лепки из пластилина для детей:

P. S. Не забудьте подписаться на обновление нашего сайта.

Дорогие читатели и гости сайта «Семья и детство», если статья Вам понравилась, оставьте, пожалуйста свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас. Это поможет сделать блог более интересным и полезным. А также если Вас не затруднит понажимайте кнопки социальных сетей, поделитесь информацией с друзьями.

Источник

Арт-терапия: работа с пластилином и поиск ресурсов

Арт-терапия: работа с пластилином и поиск ресурсов

Что такое арт-терапия с помощью пластилина?

Суть техники заключается в том, что мы вылепливаем образ нашей проблемы, негативного чувства или переживания с помощью пластилина. Можно придать им форму геометрической фигуры, человека, какого-либо предмета и т.д. Также можно подключить и другие материалы (помните, как в детстве вы делали ежиков из каштанов?)

Техника работы

Для начала организуйте рабочее место (мне, например, удобнее заниматься на полу). Главное – расстелить газеты или бумагу, чтобы не испачкать ковер или ламинат.

Купите детский пластилин. При чем желательно, чтобы в наборе было примерно равное количество темных и светлых оттенков. Приобретайте материал приятной на ощупь текстуры (чтобы он не был слишком мягкий, не окрашивал ладони и не был слишком уж твердым).

Устройтесь поудобнее (я обычно сижу в позе лотоса).

Представьте то неприятное чувство, которое вас охватывает, проблему, которую вы хотите решить или внутренний конфликт. Прочувствуйте эту проблему, ощутите где она локализована в теле, отметьте, что сейчас с вами происходит, что вы ощущаете…Постарайтесь хорошенько погрузиться в это (можете закрыть глаза).

А теперь попробуйте изобразить проблему с помощью пластилина. Лепите то, что приходит вам на ум и то, что вы чувствуете. Может быть ваша тревога по тому или иному поводу оформится в черный шарик или человечка с грустным лицом, либо обида предстанет в образе шара с воткнутыми в него иголками (можно сделать их с помощью зубочисток) и т.д. Внимательно рассмотрите результат своей работы.

Что вы чувствуете, когда на него смотрите?

Где в теле отзываются эти чувства?

Какие мысли приходят в голову сейчас?

Может вы хотите заплакать? (плачьте!)

Что бы вы хотели сделать с этим предметом? Может быть смять и выбросить? Или трансформировать во что-то иное, более позитивное, ресурсное, полезное?

Что напоминает вам слепленный предмет?

Не спешите и ответьте себе на все эти вопросы.

Читайте также:  Поделки для выставки по техническому творчеству

Поиск ресурсов

А теперь попробуйте слепить то, что для вас является решением проблемы и символом свободы от того, что вас гнетет. Вы можете слепить отдельный предмет, а можете трансформировать уже созданный, воспользовавшись цветным пластилином или добавив другие детали. Возможно, вам захочется смастерить фигуру улыбающегося человека или яркий цветок. А может быть это будет чаша, которая наполнена фруктами или же дерево с пышной кроной.

А теперь сделайте то же самое – посмотрите на результат своих трудов и ответьте на следующие вопросы:

Что вы сейчас ощущаете?

Где возникает это чувство?

Какие мысли возникли в голове?

Как решение вашей проблемы вы видите сейчас?

Как вы видите свою проблему сейчас?

Как вы видите свое будущее сейчас?

Ни в коем случае не выбрасывайте слепленную фигурку! Поставьте ее на видное место. Если вдруг появится желание ее чем-то дополнить и сделать более ресурсной – обязательно сделайте это.

Источник

Пластилинография — метод арт-терапии

Пластилинография – метод арт-терапии

Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние.

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.

Пластилинография – это один из методов арт-терапии.

Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе все больше и больше внимания. Почему? Что такое пластилинография? Какими развивающими возможностями обладает данная техника? И как работать с пластилином и бумагой, чтобы получился рисунок?

Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.

Лепка всегда привлекает детей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.

Работа с пластилином, сам процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.

Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью пластилинографии, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.

Читайте также:  Поделки с природных материалов картошки

Пластилинография также развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью.

Дети в младшем дошкольном возрасте уже достаточно хорошо знакомы с пластилином: они раскатывают колбаски и шарики, сплющивают из них «блинчики», вытягивают пластилин, слепляют детали изображения друг с другом. При знакомстве с пластилинографией для детей 3 – 4 лет крайне важно овладеть новыми навыками, а именно: размазыванием пластилина тонким слоем по основе и «мазку».

Поэтому и сюжеты для детей данного возраста должны быть просты и легки. Вот какие работы можно предложить детям 3 – 4 лет: «Солнышко» (ребенок на голубом картоне изображает пластилиновый круг, а затем скатывает из маленьких кусочков кружочки, прикрепляет их к основе и размазывает, придавая им форму лучей), «Травка и цветы» (может стать продолжением предыдущего сюжета – в ответ на ласковые лучи солнца на полянке выросла зеленая травка, а затем распустились цветы), «Бусы на елочку», «Снежинки», «Осенние листья», «Новогодняя ёлочка» и т. д.

В старшем возрасте дети готовы создавать более сложные композиции, активно и умело смешивают цвета пластилиновых мазков, сплющивают, прищипывают, оттягивают детали от общей формы, соединяют элементы изображения способом примазывания, создают декоративные налепы

Поэтому работы, которые могут выполнять в этом возрасте дошкольники могут быть сложнее и по замыслу, и по композиции. Дети могут изображать целостные объекты (животных, растения, плоды), а могут и создавать жанровые картинки (в них присутствует действие, несколько героев). Возможно выполнение коллективных работ (например, «В зоопарке»), включение в изображение дополнительных материалов (семян, крупы, блесток, ниток и пр.), смешение техник (налепливание деталей на графическое изображение, например, на фотографии). Чем старше художник, тем больший арсенал действий с пластилиновым изображением он может совершать: процарапывать поверхность, обрезать стекой (например, как на фотографии перья у птицы).

Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.

Приобщение детей к художественному творчеству приобретает особую актуальность в настоящее время. Изобразительное искусство прекрасно и многогранно. Путь же в этот мир начинается с покорения души маленького человечка. Художественное творчество, пронизанное душевным теплом, — это прекраснейшие произведения. В прямом, а не только переносном смысле это изречение можно отнести к работам с пластилином, потому что каждая частичка этого материала, прежде чем стать мазком картины, согревается теплом рук мастера. Изготовление своими руками красивых предметов из пластилина вызывает у детей повышенный интерес к творческому процессу и приносит удовлетворение результатами, побуждая к последующей деятельности.

Рисование пластилином — редко встречающийся вид живописи. Он способствует творческому развитию ребенка. Активное использование этого метода художественной выразительности на уроках изобразительного искусства вносит разнообразие в творческий процесс. Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками.

В основу таких занятй положено использование нетрадиционной техники работы с пластилином — пластилинографии. Итак, пластилинография — это способ изображения действительности. Создание лепных картин с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Пластилинография способствует всестороннему развитию ребенка: повышает его сенсорную чувствительность, развивает пространственное мышление, мелкую моторику, координирует движения рук.

Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка развивает ребенка эстетически, способствует снятию нервно-мышечного напряжения, а совместная лепка с родителями укрепляет детско-родительские отношения.

Источник

Adblock
detector