Меню

Декоративно прикладное искусство пластилин

Лепка как один из видов художественного творчества

Наталья Рябкова
Лепка как один из видов художественного творчества

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы или целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. А если вместо пластилина взять соленое тесто, то из него можно вылепить «вечные» пирожные для игр или игрушки для новогодней елки.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только водит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

В лепке склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой.

В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения – всевозможные фрукты, овощи, игрушки, животных, бытовые предметы и пр.

В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия – вазы, кашпо, маски, тарелки, панно и пр.

В комплексной лепке дети произвольно или для решения поставленной художественной задачи комбинируют разные способы лепке. Например, вылепив рыбку, украшают ее лепным узором; создав персонажей к сказке, украшают одежду прорезным орнаментом и налепами.

По способу создания образа выделяют следующие виды лепки: по памяти, по представления, по замыслу, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию и пр.

По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть: индивидуальной, коллективной – в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной (интегрированной, когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.

Занятия лепкойкомплексно воздействуют на развитие ребенка:

— повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

— развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

— синхронизируют работу обеих рук;

— формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать го, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Глина – наиболее пластичный естественный материал, пригодный для лепки.

Пластилин – искусственный материал, специально создан для лепки и моделирования.

Тесто – ещё один доступный материал, которого легко и приятно полепить и совместить приятное с полезным.

Инструменты и дополнительные материалы.

Стеки – деревянные или пластиковые ножи разной конфигурации для художественного оформления изделий, палочки, зубочистки.

Штампики фабричного производства; любые бытовые предметы, дающие оттиск или отпечаток (пуговицы разной формы, пробки, монеты, колпачки фломастеров и пр.)

Трубочки (коктейльные, палочки, спички, проволока для каркасов.

Формочки для теста или для игр с песком.

Скалка для раскатывания пластин из глины, пластилина, теста.

Кисточки разных размеров.

Бумага (белая и цветная, картон, коробки, баночки, крышки, керамические плитки.

Читайте также:  Как сделать салатовый пластилин

Бисер, пуговицы, блестки, цветные пластиковые скрепки и др.

Природные материалы: раковины, камешки разной формы и расцветки, листья, плоды, ветки, семена, перья и пр.

Дыхательная гимнастика как один из видов сохранения и стимулирования здоровья детей Развитие дыхания – является одной из важных задач в работе с дошкольниками. Для достижения этой задачи в ДОУ используются различные методики.

Использование сказок как средство формирования словесно-художественного творчества дошкольников Использование сказок как средство формирования словесно-художественного творчества дошкольников. «Сказки могут помочь воспитать ум, дать.

Конспект весеннего праздника с элементами художественного творчества «Как мы весну искали» (от 3 до 4 лет) Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, чтение художественной литературы. Форма организации: групповая,.

Лепка как самый популярный вид творчества Лепка — это один из самых популярных видов творчества, при котором ребенок включает свое чувство осязания по максимуму. Он создает что-то.

Опыт работы «Досуг с родителями как один из видов детских культурных практик» Фролова Елена Викторовна, Кузовкина Юлия Александровна «Детские культурные практики в раннем возрасте»Не беспокойтесь, что Вы проводите.

Озвучивание сказки как один из видов творческого музицирования с детьми На протяжении многих лет люди размышляют о том, как воспитать творческую личность? А что такое творчество? Основной критерий, отличающий.

Пластилинография как один из видов развития мелкой маторики и творчества у детей с ОВЗ Начиная свой рассказ о пластилинографии, хочу затронуть более глубокий пласт проблемы важности и актуальности всех занятий изобразительной.

Презентация «Аппликация как вид художественного творчества детей дошкольного возраста» 1 слайд Аппликация — это вид изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Аппликация.

Лепка как вид детского художественного творчества Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, пластмассам типа поликапролактона и др.) с помощью рук и вспомогательных.

Источник

Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в ГПД может стать необычным решением задачи творческого развития детей. Лепка способствует: развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, а также восстанавливает душевное равновесие, т.е. оказывает на человека определенное психотерапевтическое воздействие.

Скачать:

Вложение Размер
plastilinografiya.docx 26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства.

И так, для начала вспомним основные понятия.

Что же из себя представляет пластилин?

Искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Ранее изготавливался из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животных жиров и других веществ, препятствующих высыханию. В настоящее время при производстве пластилина используют также высокомолекулярный полиэтилен(ВМПЭ), поливинилхлорид (ПВХ), каучуки и другие высокотехнологичные материалы.

А лепка из пластилина- это вид искусства, который доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Уникальная методика лепки из пластилина проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Лепка способствует: развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, а также восстанавливает душевное равновесие, т.е. оказывает на человека определенное психотерапевтическое воздействие. Занятия лепкой развивают: художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.

Так что же такое пластилинография?

Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Можно ли сказать , что занятия пластилинографией актуально в 21 веке?

Да, актуальность данной темы заключается в эффективности средств познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти уроки дают школьникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности.

Конечно, каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в ГПД может стать необычным решением задачи творческого развития детей.

Можно выделить несколько особенностей работы с пластилином:

· мелкая пластика (задано размерами и возможностями материала);

· работа идёт сразу в цвете;

· позволяет создавать дополнительные цвета;

· материал практически не требует дополнительной подготовки;

· позволяет создавать объемные, все виды рельефных изображений; плоские картины, что позволяет использовать его как разновидность техник;

· при соблюдении температурного режима хорошо держит форму, пластичен.

Для многих, возможно, будет важен тот факт, что данное творчество по

праву можно назвать экономичным.

Материалы для создания пластилиновой картины:

— картон с контурным рисунком;

— салфетка для рук;

— бросовый и природный материалы.

Для меня основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

— формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

— освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;

— обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

— развитие мелкой моторики;

— ознакомление с окружающим миром;

— развитие эмоций и фантазии.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных. При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами.

Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.

Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью копировальной бумаги.

Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Для работы потребуется лист картона, выбранный сюжет и цветной пластилин. Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

Девиз : придумывайте и реализуйте!

Аппликация на стекле. Кусок стекла предварительно нужно тщательно вымыть с мылом или моющим средством для стекла, обсушить салфеткой. Края стекла лучше всего заклеить скотчем или изолентой, чтобы не пораниться во время работы. Перенесите рисунок на стекло при помощи маркера, заполните элементы рисунка пластилином, для чего подбирают нужный по размерам кусочек пластилина и хорошо разминают его в руках и размазывают по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. После того как аппликация закончена, нужно снять скотч с краев и наложить на пластилиновую поверхность фон из цветной бумаги, а сверху плотно – еще одно стекло такого же размера, затем плотный картон. По контуру полученную работу обклейте полосками из цветной бумаги, чтобы получилась аккуратная рамка. Аппликацию также можно выполнять на листе плотного картона. Увы, но в таком случае, на основе будут оставаться жирные пятна от пластилина. С детьми начальной школы, я использую именно этот способ. Готовые детские работы, помещаем в файл и собираем в папку «Творчески работы ученика».

Лепка может быть настолько разнообразна, что каждый может дать волю своей фантазии:

— аппликация из целых деталей.

— аппликация из пластилиновых жгутиков,

— аппликация из пластилиновых шариков (пластилиновая мозаика),

— аппликация на стекле,

— необычный вид аппликации — аппликация на дисках (DVD,CD и т.п.).

Я бы дала следующие рекомендации по организации работы в технике пластилинография:

— во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;

— предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;

— устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;

— покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее «жизнь».

*Хранить аппликации, сделанные на картоне можно в обычных файлах из пленки и подшивать в папку.

Я увлеклась данным творчеством два года назад.

Во второй половине дня, после уроков, надо было занять детей каким-нибудь творчеством, которое не только бы заинтересовало детей, но и увлекло бы их за собой в «мир новых открытий». Для нас таким открытием стало занятие пластилинографией.

При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей. У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

Источник

Adblock
detector